- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 6282
- О конкурсе «Как Сенат защищает интересы народа?» 5047
- Изменен состав некоторых комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса 4756
- Узбекистан – в пятерке самых безопасных стран мира 4202
- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 4166
Указ Президента Республики Узбекистан
Основными приоритетами государственной политики в сфере реформирования судебно-правовой системы являются обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию.
За прошедший период реализованы комплексные меры, направленные на повышение эффективности деятельности судебной системы, совершенствование порядка отбора и расстановки судей, обеспечение вынесения по каждому делу законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
В частности, образован Высший судейский совет Республики Узбекистан, созданы единый высший орган судебной власти – Верховный суд Республики Узбекистан, административные суды, а также внедрен порядок назначения (избрания) судей на бессрочный период пребывания в должности.
Важной мерой в налаживании открытого диалога с населением и повышении открытости судебной власти стало расширение практики рассмотрения судебных дел всех категорий на выездных судебных заседаниях.
Вместе с тем, анализ деятельности органов судебной власти выявил ряд проблем и недостатков, препятствующих эффективному осуществлению возложенных на них задач.
В частности, на неудовлетворительном уровне организована работа судов с общественностью и средствами массовой информации, что не позволяет обеспечить должное освещение судебной деятельности и приводит к снижению доверия населения к судебной власти в целом.
Не соответствует особому статусу и авторитету судебной власти, принципам независимости судей действующая система материального обеспечения и социальной защиты судей, что препятствует дальнейшему стимулированию профессионального роста и приводит к текучести кадров.
В целях повышения качества отправления правосудия, усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Принять предложение Верховного суда, Высшего судейского совета Республики Узбекистан и Ассоциации судей Узбекистана о дальнейшем обеспечении прозрачности деятельности судебных органов, расширении открытого диалога с населением и усилении роли общественности в отправлении правосудия путем:
поэтапного внедрения порядка систематического опубликования на веб-сайте Верховного суда Республики Узбекистан судебных решений;
внедрения в практику судов дачи участникам судебного процесса разъяснений сути принятого судебного акта после его оглашения;
проведения председателями областных судов и их заместителями ежеквартальных брифингов в целях информирования общественности и средств массовой информации о деятельности судов;
опубликования ежеквартальных обзоров практики рассмотрения судебных дел в порядке надзора судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, в апелляционном и кассационном порядке – областными и приравненными к ним судами.
2. Принять предложение Высшего судейского совета Республики Узбекистан о создании в каждом регионе комиссий, оказывающих содействие в формировании судейского корпуса, с целью повышения доверия к объективности и прозрачности отбора и назначения на должности судей.
3. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего судейского совета и Министерства финансов Республики Узбекистан о:
пересмотре действующих льгот по уплате государственной пошлины при обращении в суды и ставок государственных пошлин;
установлении отчислений в Фонд развития органов судебной власти в размере 40 процентов от сумм, поступающих в Государственный бюджет Республики Узбекистан от оплаты государственных пошлин и штрафов по делам, рассматриваемым судами по уголовным и гражданским делам, административными, экономическими и военными судами, а также от сумм, взысканных в Государственный бюджет Республики Узбекистан по исполнительным документам, за исключением взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должника.
4. Утвердить разряды оплаты труда судей и работников Верховного суда, нижестоящих судов, а также Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов
по Единой тарифной сетке согласно приложениям №№ 1–5.
5. Установить, что с 1 августа 2018 года:
при определении должностного оклада судей и работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов по утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется в полуторакратном размере;
размер ежемесячной надбавки за особые условия труда к должностным окладам судей и работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов, имеющих квалификационный класс и классный чин, составляет 50 процентов, включаемой в состав должностного оклада при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок;
размеры надбавок за выслугу лет, к должностным окладам (коэффициент стимулирования труда) и доплат за квалификационный класс судей и классный чин работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов приравниваются к размерам, установленным для работников органов юстиции.
Действие настоящего пункта также распространяется на судей, избранных в установленном порядке или назначенных решениями Президента Республики Узбекистан на должности в государственные органы и организации, в том числе до вступления в силу настоящего Указа, а также имеющих квалификационные классы судей, с сохранением всех надбавок и доплат, предусмотренных в данных государственных органах и организациях.
Время работы в государственных органах и организациях судей, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, включается в судейский стаж с момента начала их трудовой деятельности в данных органах и организациях.
6. Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Указа, производятся:
для судей и работников аппаратов судов, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов – за счет средств Фонда развития органов судебной власти;
для работников государственных органов и организаций, избранных или назначенных из числа судей, а также судей и работников Конституционного суда Республики Узбекистан – за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
7. Предоставить председателю Верховного суда Республики Узбекистан право дополнительно выплачивать высококвалифицированным, инициативным судьям и работникам Верховного суда и Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, добросовестно и эффективно выполняющим свои служебные обязанности, ежемесячные надбавки в размере до 100 процентов фонда оплаты труда (денежное довольствие) за счет средств Фонда развития органов судебной власти.
8. Установить, что квалификационные классы судьям, назначенным (избранным) из контролирующих, правоохранительных или иных органов, предусматривающих наличие специальных званий и чинов, присваиваются в установленном законодательством порядке с учетом соотношения квалификационных классов судей со званиями и чинами других органов,
но не более предусмотренного занимаемой должностью, согласно приложению № 6.
9. Верховному суду Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
а) совместно с Министерством юстиции и Министерством финансов внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты положений о порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей, а также об условиях, нормах и порядке их пенсионного обеспечения;
б) совместно с Центральным банком внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения, предусматривающие предоставление льготных кредитов судьям и приравненным к ним лицам для приобретения автомобилей, а работникам аппаратов Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда, нижестоящих судов, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов – для приобретения жилья;
в) совместно с Высшим судейским советом разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения по пересмотру Положения о классных чинах работников судов, Высшего судейского совета Республики Узбекистан, Исследовательского центра изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан и Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 164-II.
10. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить выделение средств, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
11. Внести изменения и дополнение в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.
12. Верховному суду совместно с Высшим судейским советом и Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А., председателя Верховного суда Республики Узбекистан Камилова К.Ф. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 13 июля 2018 года.