Удовлетворительно ли исполнение законодательства об охране об объектах культурного наследия?

В Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан по инициативе фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» проведено парламентское слушание информации министра культуры Республики Узбекистан Б.Сайфуллаева «Об исполнении Закона Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия».

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в качестве важнейших задач определены развитие и совершенствование деятельности культурно-просветительских учреждений и музеев, укрепление их материально-технической базы. В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 
Олий Мажлису 22 декабря 2017 года уделено особое внимание совершенствованию системы надежной охраны объектов культурного наследия и их эффективного использования. Также в постановлении Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан» от 28 ноября 2018 года в ряду основных задач Концепции обозначены сохранение исторического и культурного наследия, а также широкое его использование в воспитании молодого поколения.

Кроме того, приняты 5 законов по обеспечению охраны культурного наследия, более 40 подзаконных актов, из них 20 приняты в период 2017-2018 годов. Узбекистаном ратифицированы 4 Конвенции ЮНЕСКО в этой сфере.

На парламентском слушании по представленной Министром культуры информации в нашей стране имеются 7476 объектов материально-культурного наследия, 107 – объектов нематериального культурного наследия. В музеях хранятся более 2,5 миллионов музейных экспонатов и коллекций, в архивах – миллионы документов, являющихся объектами культурного наследия. Исторические центры городов Самарканд, Бухара, Хива и Шахрисабз включены в Список всемирного наследия, Шошмаком, Навруз, Байсунская культурная среда, образцы культурного наследия - Аския, Катта ашула, культура и традиция Плова, Маргиланская ремесленническая школа – технология изготовления атласа и адраса – в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Также Коран Усмана, сборник рукописей Института востоковедения имени Абу Райхона Беруни, документы канцелярии Хивинского ханства включены в программу  «Всемирная память». Еще один важный аспект, более 140 из свыше 180 международных туристических направлений в нашей стране связаны именно с объектами историко-культурного наследия.

Примечательно, что за последние годы увеличиваются средства, выделяемые из Государственного бюджета на ремонт и реставрацию объектов материально-культурного наследия. В частности, с учетом предложения фракции ДП «Миллий тикланиш» на охрану объектов культурного наследия в 2018 году выделено 46 млрд. 569 млн. сум, для 2019-2021 годов в проекте Бюджетного послания в 2019 году предусмотрено выделение 67 млрд. сум. Вместе с тем, с учетом предложение фракции, также в 2019 году предусмотрены средства, выделяемые из местных бюджетов.

Вместе с тем, в рамках подготовки парламентского слушания Демократической партией «Миллий тикланиш», партийными организациями, фракцией партии в Законодательной палате и депутатами местных Кенгашей народных депутатов проведены изучения на местах и выявлено наличие ряда проблем в практике охраны и использования объектов культурного наследия, а также их правового регулирования.

В частности, до сих пор не предусмотрены правовые механизмы, определяющие осуществление государственного контроля за использованием, содержанием и охраной объектов культурного наследия, использование их территорий, режимы организации и содержания историко-культурных заповедников, музеев-заповедников и исторических мест.

В Распоряжении Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании охраны и использования объектов материально-культурного и археологического наследия» от 16 января 2018 года определено проведение до 1 мая 2018 года инвентаризации объектов материально-культурного и археологического наследия, создание постоянно обновляющейся единой электронной базы данных, вбирающей подробные сведения об объектах, однако работа в данном направлении полностью не выполнена.

Не устраняются случаи незаконного присвоения, использования и нанесения ущерба объектам материально-культурного наследия. В ходе последних изучений выявлено нанесение серьезного вреда 259 объектам. Лишь 2608 (34,14 %) объектов материально-культурного наследия имеют кадастровую документацию, только на 2232 (29,5 %) установлены знаки охраны.

Большая часть объектов материально-культурного и археологического наследия нуждается в реконструкции, не на требуемом уровне эффективное использование их туристического потенциала.

Имеются факты проведения в противоречие установленным требованиям и нормам строительных работ на охраняемых территориях объектов материально-культурного наследия. В большинстве объектов не работают специалисты сферы – археологи, архитекторы, искусствоведы, не завершена работа по созданию единой электронной базы данных объектов материально-культурного и археологического наследия. Не усовершенствована система предоставления в аренду объектов материально-культурного наследия. К примеру, медресе 
«Сайид Оталик» (XVII век) в Денаусском районе Сурхандарьинской области было сдано в аренду, помещения которого использовалось в качестве склада.

С учетом изложенных в ходе обсуждений мнений и суждений, Законодательная палата Олий Мажлиса приняла к сведению информацию министра культуры  «Об исполнении Закона Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия».

По итогам парламентского слушания принято постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса.


Пресс-служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан  

| 2730 19.12.2018



×
Карта портала