Удовлетворительна ли деятельность свободных экономических и малых промышленных зон?

По сложившейся в деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса новой традиции, 5 февраля 2019 года проведен очередной «Правительственный час». По предложению депутатских объединений нижней палаты для рассмотрения на «Правительственном часе» был внесен вопрос об организационно-правовом регулировании в рамках Закона Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» размещения субъектов предпринимательства в свободных экономических и малых промышленных зонах и предоставления им льгот и преференций.

     Ð­Ñ€ÐºÐ¸Ð½ иқтисодий ва кичик саноат зоналари фаолияти қониқарлими?

По данной теме подробную информацию депутатам представил министр инвестиций и внешней торговли С.Умурзаков.

Как отмечалось, в последнее время уделяется особое внимание созданию свободных экономических зон, развитию их деятельности. К примеру, если в течение 2008-2016 годов в стране было создано всего лишь 3 свободные экономические зоны, то на основе соответствующих указов и постановлений Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева за последующий короткий период их количество достигло 21. В настоящее время по республике функционируют 10 свободных производственных зон, 8 - фармацевтических, по развитию туризма, рыбного хозяйства и агропромышленной сферы - по одной.

Как подчеркивалось в информации министра, одобрены 629 проектов в СЭЗ общей стоимостью 3660,5 миллиона долларов США (из них 1544 миллиона долларов США - непосредственно иностранные инвестиции). 158 из данных проектов осуществлены, 431 реализуется, еще 40 - перспективные проекты. В том числе за прошедший период реализованы одобренные административными советами 158 проектов общей стоимостью 1045,5 миллиона долларов и в результате создано 9746 новых рабочих мест. По состоянию на 1 января текущего года со стороны начавших деятельность предприятий достигнуто промышленное производство на 4,9 триллиона сумов и налажено производство 197 видов промышленной продукции.

В рамках проектов производятся изделия легкой, химической, пищевой промышленности, товары электротехники, современные строительные материалы, мебель и другие готовые изделия, пользующиеся спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Предприятиями всего экспортировано продукции на 194 миллиона долларов.

Ныне со стороны региональных административных советов ведется работа по оформлению соответствующих документов по 40 перспективным проектам общей стоимостью 721 миллиона долларов, дающих право получения статуса участника СЭЗ.

Согласно указу руководителя страны от 26 октября 2016 года созданы более комфортные условия для свободных экономических зон. Их участники освобождены от ряда платежей.

На «Правительственном часе» наряду с достигнутыми результатами в этой сфере обращено внимание на допускаемые ошибки и просчеты, имеющиеся проблемы и требующие своего решения вопросы. В частности, в некоторых свободных экономических зонах работа по подключению инженерно-коммуникационных сетей и строительству производственных инфраструктурных объектов не доведена до конца. Из-за нерешенности вопросов, связанных с инженерно-коммуникационными сетями, возникают трудности в привлечении инвесторов в СЭЗ. Закрепленными за свободными экономическими зонами коммерческими банками не проявляется достаточная инициатива внесения предложений по оказанию поддержки деятельности дирекции и реализации новых инвестиционных проектов. Размещение в СЭЗ со стороны некоторых областных административных кенгашей проектов без точного расчета приводит к предоставлению искусственных льгот для некоторых видов деятельности, и это, в свою очередь, ведет к нарушению конкурентной среды на рынке.

В связи с этим на мероприятии депутаты обратили внимание министра на вопрос укрепления организационно-правовых основ дополнительных возможностей, льгот и преференций, предоставляемых субъектам бизнеса и предпринимателям, действующим в свободных экономических и малых промышленных зонах, а также фармацевтических зонах в стране, организовавшим производство инновационной, высокотехнологической продукции на экспорт.

Особенно члены парламента отметили необходимость разработки нормативно-правовых актов, определяющих единый комплексный подход в формировании инвестиционных проектов по регионам и отраслям для инвесторов, стремящихся вложить капитал, направленный на полное проявление инвестиционного потенциала страны в мировом бизнес-сообществе для широкого привлечения зарубежных инвестиций. Подчеркнуто, что на основе сегодняшних требований необходимо пересмотреть и совершенствовать Закон «О свободных экономических зонах», принятый 25 апреля 1996 года, регулирующий деятельность СЭЗ и правовые отношения.

Также на мероприятии подробно проанализирована проводимая работа по включению Республики Узбекистан в рейтинг Глобальной конкурентоспособности, последовательному повышению уровня конкурентоспособности страны.

Исходя из прозвучавших на «Правительственном часе» вопросов и ответов, был высказан ряд мнений и суждений, предложений депутатов, направленных на кардинальное повышение активности деятельности министерства, учитывая требования времени, дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности страны.

В завершение мероприятия комитетам Законодательной палаты рекомендовано разработать предложения по совершенствованию действующих законодательных актов и правоприменительной практики. Вместе с тем решено обеспечить действенный парламентский контроль за осуществляемой в данных сферах работой.

Пресс-служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан

| 257 06.02.2019



×
Карта портала
Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку