- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 6282
- О конкурсе «Как Сенат защищает интересы народа?» 5047
- Изменен состав некоторых комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса 4756
- Узбекистан – в пятерке самых безопасных стран мира 4202
- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 4166
Либерализация валютного рынка, разработка и реализация конкурентных рыночных механизмов, осуществления предпринимательской деятельности, упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и государственного управления, а также структурная перестройка отраслей экономики являются приоритетными направлениями государственной политики Республики Узбекистан по ограничению вмешательства государства в рыночную экономику.
В этой связи Руководитель нашей страны в Послании Олий Мажлису в декабре 2018 года отметил необходимость сокращения административного влияния на отрасли экономики и широкое использование рыночных механизмов. Такая постановка вопроса полностью соотносится со Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В частности, Стратегия действий в контексте мер, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, предусматривает усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, строгое пресечение незаконного вмешательства государственных, правоохранительных и контролирующих органов в деятельность предпринимательских структур.
Также, предусматривает расширение и упрощение процедур приватизации государственной собственности, сокращение участия государства в уставных фондах хозяйствующих субъектов, усиление роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями, децентрализация и демократизация системы государственного управления.
Реализация этих мер позволит государству регулировать рыночные процессы, не вмешиваясь в законы рыночной экономики, посредством использования как прямых, так и косвенных форм и методов невмешательства. Так, к прямой форме ограничивающей вмешательство государственных органов в деятельность рынка относится статья 34 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободной предпринимательской деятельности», которая напрямую запрещает государственным, в том числе правоохранительным органам, и другим организациям, а также их должностным лицам принимать решения, выдавать предписания и иные указания субъектам предпринимательской деятельности по вопросам совершения сделок, распределения прибыли, избрания (назначения) руководителя и членов исполнительного органа и иным вопросам, отнесенным к компетенции органов управления субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Прямые формы невмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства регулируются также указами Президента страны. К примеру, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» с 1 января 2017 года отменены все виды внеплановых и встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» от 11 апреля 2018 года предписывает поэтапное сокращение количества лицензионных и разрешительных процедур, широкое использование альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности, таких как общественный контроль, саморегулирование, сертификация, аккредитация, страхование гражданско-правовой ответственности, что предполагает косвенную форму невмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства.
Применение в нормативно-правовых актах норм, запрещающих, ограничивающих или же предписывающих государственным органам и их должностным лицам воздерживаться от необоснованного вмешательства в деятельность институтов рыночной экономики во многом зависит и от степени совершенствования деятельности государственного управления. В этом направлении приоритетными направлениями государственной политики выступают вопросы оптимизации и повышения эффективности системы государственного управления, определения степени влияния институтов государства на рыночные отношения.
Задачи государства по дальнейшему сокращению административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления наиболее подробно изложены в Указе Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции административной реформы в Республике Узбекистан» от 8 сентября 2017 года.
В этой связи, 8 января 2019 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики». Данным Указом утверждена «Дорожная карта» основных направлений структурных реформ нашей страны на период 2019-2021 годов, предусматривающая дальнейшее повышение эффективности системы государственного управления, развитию частного сектора и поддержке предпринимательства. Утвержденная «Дорожная карта» предусматривает совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, передачу субъектам частного сектора отдельных видов функций государственных органов и оказываемых государственных услуг и ряд других мер.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в Узбекистане на системной основе осуществляются меры, направленные на сокращения присутствия государства в экономике, что вполне соотносится с концепцией либеральной экономики.
Шухрат БАФАЕВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан