Главная приоритетная задача – экологическое воспитание

12 апреля 2019 года в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан депутатской группой Экологического движения и Комитетом по экологии и охране окружающей среды состоялся «круглый стол» на тему «Развитие экологического образования и воспитания в стране», приуроченное к Международному дню экологических знаний.

       Главная приоритетная задача – экологическое воспитание

В нем приняли участие депутаты, специалисты министерств высшего и среднего специального образования, дошкольного образования, культуры, Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, Экологической партии Узбекистана и ЭДУ, специалисты, эксперты, журналисты.

Как было отмечено на мероприятии, экологические знания сегодня обретают все большее значение. Ежегодно во многих странах мира отмечается день экологических знаний. В этот день 1992 года на проведенной в Рио-де-Жанейро Конференции ООН, при обсуждении проблем окружающей среды было подчеркнуто огромное значение экологического воспитания среди населения мира для жизни и стабильности человечества.

Основная цель Международного дня экологических знаний состоит в продвижении идеи повышения уровня экологических знаний и воспитания населения планеты, развитии экологической культуры людей, информированности широкой общественности об экологической безопасности общества, пропаганде воспитания каждого гражданина в духе уважения и сохранения природы.

В ходе мероприятия отмечена актуальность системы экологического образования, необходимость привлечения внимания всех слоев населения, особенно молодежи к таким проблемам, как актуализация экологического образования, охрана природы, экосистем, нестабильность окружающей среды и предупреждение ее, повышение уровня экологической культуры населения.    

Также участниками на основе глубокого анализа особо отмечены пробелы в организации экологического образования. Так, не выполняются на должном уровне требования статьи 4 Закона Республики Узбекистан «Об охране окружающей среды», об обязательности экологического образования в образовательных учреждениях всех видов.

С учетом приобретения экологическими проблемами все более глобального значения в нашей стране обращается внимание вопросам охраны окружающей среды, экологической культуры, образования и воспитания, экологическому просветительству.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем докладе на видеоселекторном совещании с представителями парламента, политических партий, ЭДУ12 июля 2017 года особо подчеркнул необходимость серьезного внимания самому важному вопросу – повышению уровня экологической культуры населения. Также отметил, что подобные вопросы невозможно решить только административными путями, этого можно достичь через воспитание в сердцах молодого поколения любви к родной природе, ответственного отношения к ней.

Глава нашего государства определил задачи по доведения до сознания молодого поколения несравнимое почитание к природе, присущее нашему народу, унаследованное от наших предков, которым пронизаны национальные ценности, прошедшие сквозь века.

Важным достижением образовательной системы нашей страны является экологическое образование. В текущем году была разработана одна из правовых основ экологического образования – Концепция экологического образования. Следует отметить, принятие данного акта имеет большое значение в выполнении такого важного мероприятия, как обеспечение экологической безопасности населения.

Кроме того, на «круглом столе» отмечено действующие государственные образовательные стандарты, учебные программы не обогащены на должном уровне экологическими знаниями, навыками, умениями и компетенциями. Образовательные программы не согласованы с общенациональными мероприятиями, как устранение глобальных экологических проблем, снижение уровня экологических угроз, восстановление естественной природной среды, не разработаны конкретные параметры формирования экологической культуры обучаемых.

Также участники мероприятия обратили внимание на то, что темы о природе образовательных программ дошкольных и средних общеобразовательных учреждений не отвечают современным требованиям, не достаточно тем, посвященных охране природы, защите родной природы, рационального пользования природными ресурсами. Учителя-воспитатели не обеспечены на достаточном уровне учебно-методическим материалом, а учащиеся необходимой учебной литературой.

Высказаны предложения о формировании, стимулировании системы экологической пропаганды в образовательных учреждениях, расширении возможностей пользования электронными методическими средствами и инновациями в области экологического воспитания и образования.

Обращено также внимание на недостаточный уровень практического сотрудничества в области совершенствования системы экологического образования между органами государственного управления охраной природы и экологии и образовательными учреждениями, деятельность ответственных органов ограничивается проведением не эффективных совещаний и встреч.

Наряду с тем, подчеркнуто, что принятая Концепция экологического образования, предусматривающей конкретные цели, задачи и направления, станет весомым вкладом в дальнейшее развитие системы экологического образования в нашей стране. Послужит системной организации экологического образования и воспитания, дальнейшему совершенствованию на основе внедрения передовых инновационных технологий, повышению уровня знаний и навыков молодежи в данной области.

По итогам обсуждений были разработаны соответствующие рекомендации.

| 286 12.04.2019



×
Карта портала
Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку