- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 6289
- О конкурсе «Как Сенат защищает интересы народа?» 5056
- Изменен состав некоторых комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса 4764
- Узбекистан – в пятерке самых безопасных стран мира 4209
- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 4179
22 июля 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Ряд рассмотренных в целях правового сопровождения осуществляемых реформ в различных сферах общественно-политической, социально-экономической жизни страны законопроектов был предварительно обсужден на заседаниях фракций политических партий в нижней палате парламента и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана.
В этой связи, депутаты начали работу с подробного рассмотрения законопроекта «О науке и научной деятельности». Как было отмечено, основная цель данного проекта является всесторонняя поддержка науки и научного потенциала страны, повышение научно-технической доли в развитии экономики, повышение качества и эффективности осуществляемых научных исследований, регулирование отношений в области укрепления взаимосвязи между наукой, образованием и производством.
В ходе подготовки проекта закона ко второму чтению, внесенного Правительством в палату под названием «О науке», он был дополнен 10 статьями, и теперь проект состоит из 48 статей. Исключена статья, охватывающая основные понятия, более значимые аспекты касательно упорядочения отношений в сфере науки и научной деятельности закреплены в отдельных статьях в формате прямого действия. Введены новые статьи по вопросам, имеющим решающее значение в сфере науки и научной деятельности, в частности о приоритетных направлениях развития науки и технологий, государственных программах, государственных целевых программах, государственных региональных программах по научной деятельности, интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем, впервые на законодательном уровне закрепляется вопрос финансирования сферы науки и научной деятельности.
Депутаты констатировали, что принятие данного законопроекта послужит правовой основой в упорядочении правовых, финансовых, социально-экономических отношений в научной и научно-технической деятельности.
После того, депутаты приступили к обсуждению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании». Как отмечалось, в этом законопроекте определяется приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования, недопущение незаконного вмешательства государственных органов в валютные операции, нормы, предусматривающие применения только механизмов рынка в определении валютного курса. Также, из-за потери своей актуальности в действующем законодательстве некоторые нормы заново кардинально рассматриваются.
По мнению депутатов, возможность свободной купли и продажи иностранной валюты и определение курса обмена национальной валюты с использованием рыночных механизмов послужит повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках, улучшению инвестиционного и делового климата, увеличению прямых иностранных инвестиций, привлечению новых технологий и знаний хозяйственными субъектами, расширению экспортных возможностей.
На заседании предметом бурных обсуждений стал рассмотренный во втором чтении проект закона – «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности». Как было отмечено, некоторые нормы действующего закона не соответствуют международным стандартам, в результате отсутствия у Центрального банка соответствующих полномочий по упорядочению и контролю за деятельностью банков, в системе возникают трудности в деле устранения имеющихся недостатков и ошибок. С предлагаемым законопроектом, включающим в себя нормы прямого действия, разработанным на основе передового зарубежного опыта, общепризнанных норм и стандартов, совершенствуется порядок получения предварительного разрешения для осуществления банковской деятельности, регистрации и лицензирования банков, а также порядок покупки акций банка инвесторами без разрешения Центрального банка. Также определяются реорганизация банков, основы отзыва лицензии, прекращение деятельности и ликвидация банка, в том числе, прекращение в добровольной и принудительной форме, а также определяются полномочия и обязательство ликвидационной комиссии. Совершенствуется система регулирования банковской деятельности.
По мнению депутатов, принятие данного законопроекта послужит повышению стабильности банковской системы республики, созданию здоровой конкурентной среды между банками, защите прав и интересов вкладчиков и пользователей банковских услуг.
Затем на заседании также активно был обсужден законопроект «Об актах гражданского состояния». Ныне правовое регулирование отношений
в области регистрации актов гражданского состояния в стране осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, кодексами (Гражданский и Семейный), законами, подзаконными актами, ведомственными нормативно-правовыми актами, а также международными договорами и соглашениями. Из этого видно, что порядок регистрации актов гражданского состояния, правовой статус и полномочия органов, регистрирующих акты гражданского состояния, взаимосвязь органов ЗАГСа, порядок координации деятельности на законодательном уровне конкретно не определены.
Исходя из этой жизненной потребности, внесенный в палату законопроект даст возможность координировать деятельность всех органов регистрации актов гражданского состояния, определить ответственность в оказании услуги по регистрации актов гражданского состояния сотрудников органов ЗАГС, а также уточняет порядок регистрации всех актов гражданского состояния.
После прений и обсуждений этот проект закона одобрен депутатами с концептуальной точки зрения и принят в первом чтении.
На заседании также обсужден законопроект «О внесении изменения и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Не секрет, что ошибочное интерпретирование старых понятий о том, что суд является органом, только назначающим наказание, а законодательные нормы - правовой основой для применения таких наказаний, благодаря стараниям и усилиям депутатов в последние годы меняется, ряд предложений и инициатив депутатов поддерживаются общественностью. В ходе проведенной работы над этим законопроектом депутаты доработали документ, опираясь на идею о том, что и суд, и законы должны служить правосудию. Во время обсуждения проекта закона постарались сохранить его истинную суть. И поэтому данный проект закона стал одним из принятых большинством голосов документов среди рассмотренных на заседании законопроектов.
В проекте предусматривается внести предложения о введении упрощенного порядка исполнения постановлений о наложении административного штрафа, согласно которому, в случае добровольной оплаты правонарушителем только семидесяти процентов размера штрафа в течение пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, он освобождается от уплаты оставшейся суммы. Отмечено, что обжалования или принесения протеста на постановление о наложении, повторного совершения того же правонарушения в течение года после применения административного взыскания.
Как подчеркнули депутаты, реализация предлагаемых изменений будет способствовать стимулированию граждан к своевременной оплате штрафов, созданию для них дополнительных удобств, а также своевременному поступлению средств в Государственный бюджет.
На заседании также обсуждены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приняты соответствующие постановления.
Пресс-служба Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан