Концепция совершенствования нормотворческой деятельности — в действии

В любом правовом государстве все отношения основаны на правовых нормах. Государственное управление осуществляется посредством реализации нормотворческой деятельности. Являясь сложным процессом, она непосредственно связана с обеспечением жизненности правовых норм.

                Концепция совершенствования нормотворческой деятельности —  в действии

В этой связи указом главы государства от 8 августа прошлого года была принята Концепция совершенствования нормотворческой деятельности, открывшей новую страницу нормотворческой деятельности в нашей стране.

Согласно концепции, в последние годы процесс нормотворчества наполнен новым содержанием. Отменена практика ранее неоправданного социального регулирования общественных отношений. Улучшается качество нормативно-правовых актов, возрастает их роль в упорядочении отношений. Не допускаются правовые коллизии при толковании норм. Самое главное, учитывается общественное мнение при принятии нормативно-правовых актов.

В настоящее время завершается подготовка ко второму чтению в нижней палате парламента законопроекта «О нормативно-правовых документах» в новой редакции, разработанного на основе плана действий по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности.

В проекте закона дано четкое определение основ и порядка принятия законодательных актов, круг урегулирования подзаконных актов. Согласно документу, теперь не будет допускаться принятие подзаконных актов, направленных на упорядочение ими вопросов.

Наряду с этим в законопроекте особое внимание также уделяется изучению общественного мнения. Теперь будут проводиться обязательные общественные слушания по проектам, касающихся прав, свобод, законных интересов и обязанностей физических и юридических лиц, а также затрагивающих предпринимательскую деятельность, состояния окружающей среды.

В законопроекте на законодательном уровне закрепляются механизмы проведения экономической, финансовой, научной, лингвистической экспертизы, а также порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Кроме того, внедряется принципиально новая система, которая предусматривает механизм планирования нормативно-правовых актов, проведение их обязательной поэтапной оценки. Согласно законопроекту, теперь будет анализироваться ход реализации каждого принимаемого нормативно-правового акта.

Очередное заседание Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, проведенное 11 ноября 2019 года, посвящено обсуждению этого важного вопроса.

В нем приняли участие члены комиссии, депутаты, сенаторы, ответственные сотрудники Верховного суда, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, а также представители СМИ.

Комиссия обсудила результаты практической реализации совместного постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса от 26 марта текущего года, которым были утверждены проекты нормативно-правовых актов, а также правоприменительной практики прилагаемой к ним единой методики юридико-технического оформления информационно-аналитических материалов.

Данная Единая методика была доведена парламентом до сведения более чем 60 министерств, государственных комитетов и соответствующих ведомств. В ней особое внимание акцентировалось на четком определении не только технических аспектов нормативно-правовых актов, но и содержащихся в них структурных компонентах, а также на содержании информационно-аналитических материалов, прилагаемых к документу.

В целях разъяснения сути и значение Единой методики была организована серия семинаров. Соблюдаются правила Единой методики при проведении экспертизы нормативно-правовых актов. Однако изучения показывают, что в принятии актов у большинства министерств и ведомств возникают некоторые проблемы с внедрением Единой методики.

В этой связи члены комиссии детально обсудили вопрос укрепления юридического статуса Единой методики. Отмечена целесообразность одобрить Единую методику с приложением проекта закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции, который в настоящее время рассматривается Законодательной палатой Олий Мажлиса.

На заседании отмечено, что, несмотря на проводимую широкомасштабную работу по принятию парламентом законов прямого действия, спектр действия ведомственных правовых документов не сократился. Например, сегодня вопросы разработки, согласования и принятия нормативно-правовых актов регулируются около десятью разными законодательными актами, обладающими юридической силой.

В этой связи Министерство юстиции в целях внедрения в практику принципиально новой системы как «регуляторная гильотина» провело полную инвентаризацию нормативно-правовых актов и отменило более 390 документов, которые на сегодняшний день утратили актуальность.

На мероприятии также активно обсуждались предложения и рекомендации международных организаций по систематизации законодательства, формированию единого популярного перечня требований международных договоров.

Также особое внимание уделено вопросам широкого использования современных информационных и коммуникационных технологий в нормотворческой деятельности, в том числе оперативного доведения содержания принятых правовых документов до населения, их размещения и интерпретации в электронных базах данных, перехода на единую электронную систему координации проектов с заинтересованными организациями, модернизации национальной системы баз данных.

В частности, проведен анализ текущего состояния эффективности единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов портала «Система оценки воздействия актов законодательства», запущенного с 1 января этого года.

По итогам оживленного дискуссии были приняты соответствующие решения, направленные на дальнейшее усиление работы по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности и дальнейших задачах на перспективу.

| 2422 12.11.2019



×
Карта портала