Проект Налогового кодекса в новой редакции готовится к рассмотрению в первом чтении

В эти дни в след за недавно принятым депутатами Законодательной палатой Олий Мажлиса Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» в нижнюю палату парламента поступил проект новой редакции Налогового кодекса, состоящий из почти 500 статей.

            Проект Налогового кодекса в новой редакции готовится к рассмотрению в первом чтении

Документ разработан в соответствии с Указом Президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года и внесен в нижнюю палату парламента Кабинетом Министров.

Ответственным за проект кодекса назначен Комитет по бюджету и экономическим реформам нижней палаты парламента. При нем из числа депутатов, экспертов, представителей правительства и Государственного налогового комитета создана рабочая группа. Также к работе по совершенствованию проекта привлечены специалисты Управления по Государственному бюджету при нижней палате парламента.

В процессе подготовки проекта Налогового кодекса непосредственно участвовали специалисты по налоговому праву, а также эксперты Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и другие зарубежные эксперты.

Что даст принятие Налогового кодекса в новой редакции?

Во-первых, предусматривается максимальное упрощение применения норм налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.

Во-вторых, будут совершенствованы формы и механизмы налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.

Как отмечают депутаты, проект Налогового кодекса в новой редакции призван стать документом прямого действия. В него включены положения подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, включая ставки налогов. В нем сохранена структура действующего Налогового кодекса, предусматривающая разделение на общую (вопросы налогового администрирования) и особенную (основные правила исчисления и уплаты налогов) части.

О нововведениях в проекте Налогового кодекса в новой редакции, их сути и значении рассказывают депутаты нижней палаты парламента.

Комилжон ЭРНАЗАРОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель Управления по Государственному бюджету:

— Проект Налогового кодекса в новой редакции учитывает восемь направлений, включая общепринятые международные нормы и стандарты сферы налогообложения, передовые и аппробированные методы, учитывающие опыт других стран, а также выводы местных и международных специалистов. Отдельное внимание уделено налогу на добавленную стоимость и новшествам его исчисления.

Для обеспечения единой налоговой методологии проектом предусматривается отмена специальных налоговых режимов. В частности, для рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов, лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц. При этом, предусматривается снижение размера госпошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности. Сельскохозяйственные товаропроизводители будут платить общеустановленные налоги или налог с оборота. Для данной категории налогоплательщиков устанавливаются нулевые ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество;

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей сохраняется порядок уплаты налога в фиксированной сумме. Им предоставляется право выбора уплаты налога на основе декларации, что позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку и применять льготы, предоставленные по данному виду налога.

Максуд КУРБОНБОЕВ, заместитель председателя Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса:

— В предлагаемой новой редакции Налогового кодекса упрощены процедуры контроля и сокращены виды налоговых проверок с 13 до 3 видов.

Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа, то есть без вмешательства инспектора назначать камеральные, выездные проверки и налоговый аудит без согласования с уполномоченным органом. В частности, камеральная проверка проводится на основе приказа руководителя налогового органа, или его заместителя.

Должностному лицу налогового органа будет предоставляться возможность истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога. При этом этот запрос осуществляется со стороны должностного лица налогового органа в рамках определенных налогов.

Должностные лица налогового органа в процессе проведения камеральной проверки будут вправе инициировать выездные проверки, в том числе обследование склада, хронометраж работников, для подтверждения информации, ранее предоставленной налогоплательщиком.

Предлагается, что выездная проверка будет осуществляться для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств. По ее итогам должностными лицами налогового органа будет составляться справка (акт, протокол) о проведенных ими действий, копия которой предоставляется налогоплательщику.

Абдурашид ТУХТАБАЕВ, член Комитета по бюджету и экономических реформ Законодательной палаты Олий Мажлиса:

— В проекте Налогового кодекса в новой редакции конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

В отличие от действующей редакции кодекса усилена ответственность налоговых органов. Так, предусматривается механизм своевременного возврата суммы излишне взысканного налога по результатам налогового аудита. В частности, в случае отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налогового аудита, взысканные, или уплаченные суммы налогов и финансовых санкций по этому решению подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания (уплаты) этих сумм.

Как будет осуществляться возврат и зачет суммы излишне уплаченного налога? Для этого в проект кодекса внедряется механизм своевременной уплаты. Предусматривается, что это будет происходить в виде уплаты пени налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога. Упраздняется право обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

Работа по проекту новой редакции Налогового кодекса продолжается в комитетах, фракциях политических партий, депутатских объединениях. Депутаты акцентируют внимание на каждой статье. Ведь принятие нового Налогового кодекса направлено на обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм. В числе задача максимальное ограничение отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление размеров ставок налогов и других обязательных платежей.

| 953 25.11.2019



×
Карта портала