К НОРМОТВОРЧЕСТВУ — С НАУЧНЫМ ПОДХОДОМ

Чуть больше года при Олий Мажлисе действует Институт проблем законодательства и парламентских исследований. Чем была продиктована необходимость создания подобной структуры при парламенте? Насколько актуальны предложения и инициативы, которые продвигает институт? Какие задачи еще предстоит решить экспертам? В поисках ответов на эти вопросы и непосредственного ознакомления с деятельностью Института проблем законодательства и парламентских исследований направились в Законодательную палату Олий Мажлиса, где и располагается экспертное учреждение. Нас встретил его директор Рахимжон Хакимов.

— Основные направления деятельности института сформулированы на основе опыта стран с развитой парламентской системой, — говорит Рахимжон Хакимов. — Наши специалисты изучают проблемы законодательства для подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых документов и правоприменительной практики, деятельности палат Олий Мажлиса. Эксперты проводят научные исследования, в частности, в сферах права, политики и экономики, разрабатывают научные концепции развития законодательства с учетом передового зарубежного опыта.

Инициативу о создании такого института, необходимости организации научно-практической исследовательской и информационно-аналитической работы выдвинул Президент в ходе встречи с парламентариями, представителями политических партий, депутатами местных Кенгашей 12 июля 2017 года. Глава государства подчеркнул, что институт призван стать своеобразным научным центром, глубоко анализирующим поступающие в парламент предложения. 29 декабря 2017 года стало днем рождения нового экспертного учреждения. Он создан на основании совместного постановления Кенгашей палат Олий Мажлиса.

Синтез опыта и креативных идей

В условиях стремительных преобразований в стране в соответствии со Стратегией действий первостепенное значение имеет наполнение деятельности парламента новым содержанием, решение поднимаемых жителями проблем путем принятия законов прямого действия. В связи с этим научный фактор становится ключевым. Институт способствует повышению эффективности научного, информационно-аналитического обеспечения деятельности, кардинальному улучшению качества законотворческой работы парламента, депутатов и сенаторов.

Для этого имеется необходимый потенциал. Так, в Институте проблем законодательства плодотворно работают три доктора наук, три кандидата наук, 15 магистров. Пять сотрудников получили образование и повышали квалификацию в ведущих вузах Швейцарии, Австрии, Японии, Китая и Республики Корея. Примечательно, что многие специалисты — молодые люди. По мнению руководства института, работа в одной связке экспертов с многолетним профессиональным и жизненным опытом и молодежи способствует формированию в коллективе творческой атмосферы, зарождению креативных идей, внедрению инновационных методов в решении тех или иных актуальных задач.

Специалисты института подготовили 185 аналитических справок, предложений и рекомендаций, в частности, об участии Республики Узбекистан в международной программе ОЭСР «PISA» и «TALIS», о мерах по повышению эффективности оказания нефрологической и гемодиализной помощи населению, по стимулированию обеспечения занятости социально уязвимых слоев населения, об охране репродуктивного здоровья граждан, о гидрометеорологической деятельности.

Кроме того, по запросам комитетов палат Олий Мажлиса предоставлены аналитические справки и рекомендации, в том числе по открытости и прозрачности бюджетных сведений, лицензированию концертной деятельности на свадьбах и других семейных торжествах, регулированию социальных отношений, связанных с питьевым водоснабжением, зарубежной практике предоставления дистанционных медицинских услуг и другие.

На основе анализа передового международного опыта институт подготовил 64 проекта законов, пять постановлений Кенгашей палат Олий Мажлиса, 24 проекта других нормативно-правовых актов.

Как отметил Рахимжон Хакимов, одна из важнейших задач — сокращение подзаконного регулирования общественных отношений. Сегодня в законодательстве преобладают подзаконные акты, удельный вес законов не превышает и пяти процентов. Поэтому акцент делается на разработке проектов законов прямого действия, без отсылочных норм. Меняется и сам процесс разработки законопроектов, их обсуждения. Внедряются такие современные методы законотворчества, как «One in two out», «Sunset clauses», «Open ended», и другие. Все шире применяются инновационные технологии.

Это и мое мнение!

Реализации на практике принципа — единственным источником и автором законов должен быть народ — способствует созданный по инициативе Президента веб-портал коллективных электронных обращений «Mening fikrim» («Мое мнение»). За короткое время он стал одной из популярных в стране платформ общественных обсуждений.

С 20 апреля прошлого года, когда состоялся запуск портала, до настоящего времени поступило около двух тысяч обращений инициативных граждан, оставлено более 21 тысячи комментариев. Свыше 190 петиций по таким направлениям, как образование, строительство, предпринимательство, туризм, здравоохранение, коммунальная сфера, размещено на веб-портале «Mening fikrim» для всеобщего голосования. Семь коллективных обращений набрали необходимое количество голосов и рассмотрены соответствующими органами представительной ветви власти, по ним приняты соответствующие постановления.

— При разработке веб-портала руководствовались принципом простоты и доступности, чтобы пользователи без глубоких знаний информационных технологий могли им легко воспользоваться, — говорит главный научный сотрудник института Акбаршох Тешабоев. — Так, для обращения гражданам необходимо авторизоваться через Единую систему идентификации — id.gov.uz, после чего заполнить соответствующие поля текстом, который должны поддержать не менее пяти человек. Обращение принимается для экспертизы Институтом проблем законодательства и парламентских исследований как модератора портала.

При этом не рассматриваются обращения, которые содержат призыв к насильственному изменению существующего конституционного строя, посягающие на нравственные ценности общества, порочащие честь и достоинство или деловую репутацию граждан, пропагандируют войну, насилие, жестокость, разжигание межнациональной, расовой, религиозной вражды, экстремизма, сепаратизма и фундаментализма. Если по обращению дано положительное заключение, оно публикуется на веб-портале «Mening fikrim» для всеобщего голосования. Оно длится 90 дней. Не менее десяти тысяч голосов должно набрать обращение, адресованное палатам Олий Мажлиса; не менее пяти тысяч — Жокаргы Кенесу Каракалпакстана, областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов; не менее тысячи — районным (городским) Кенгашам народных депутатов. Срок рассмотрения и принятия решений представительными органами не должен превышать 60 дней.

— Запуск веб-портала «Mening fikrim» был предусмотрен Госпрограммой по реализации Стратегии действий в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, — говорит Р. Хакимов. — Тем самым в стране создан не только институт петиций — один из передовых механизмов демократии, но и значительный импульс в развитии получили система «электронный парламент», практика проведения общественного обсуждения и экспертизы проектов решений, затрагивающих наиболее насущные и жизненно важные проблемы граждан. В парламентскую практику внедряются современные формы и средства информационно-коммуникационных технологий. Прорабатывается вопрос рассмотрения обращений не только палатами Олий Мажлиса и местными Кенгашами народных депутатов, но и Кабинетом Министров.

В контакте с мировыми мозговыми центрами

Одним из приоритетных направлений деятельности института является изучение опыта работы зарубежных парламентов и совершенствование на этой основе деятельности палат, комитетов, депутатов и сенаторов. Для расширения международного сотрудничества институтом подписаны меморандумы о сотрудничестве с аналогичными исследовательскими учреждениями парламентов Германии, Республики Корея, Турции, Северной Ирландии и другими. Это позволяет проводить совместные исследования, привлекать зарубежных экспертов и специалистов к разработке и экспертизе законопроектов. Установлено тесное партнерство с такими международными организациями, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Фонд Ф. Эберта, Фонд К. Аденауэра, GIZ, IRZ, ТIКА, KOICA, USAID, Вестминстерский фонд демократии, и другими.

К примеру, совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), Германским фондом по международному правовому сотрудничеству (IRZ), Вестминстерским фондом демократии Великобритании в Законодательной палате Олий Мажлиса было организовано 13 семинаров, направленных на изучение современных методов подготовки законопроектов на основе национальной практики и передового международного опыта.

В рамках меморандума о взаимном сотрудничестве между Институтом проблем законодательства и парламентских исследований и исследовательской службой Национальной ассамблеи Республики Корея проведен семинар об опыте Республики Корея в сфере обязательного медицинского страхования. Эта страна занимает четвертое место в мире по развитию национального медицинского страхования и медицины. По итогам мероприятия разработаны предложения и рекомендации о перспективах внедрения наиболее прогрессивных и эффективных элементов корейской системы обязательного медицинского страхования в нашей стране. Запланирован ряд совместных научных исследований и проектов.

Намечено комплексное аналитическое исследование проблем законодательства и парламентаризма, в том числе путем совместной подготовки информационно-аналитических материалов по повышению эффективности законодательства, качества принимаемых законов вместе с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Узбекистане. В этом году пройдут научные дискуссии, конференции, симпозиумы с участием ученых и специалистов из Узбекистана и Германии. Предусмотрена организация краткосрочных ознакомительных поездок сотрудников института в научные аналитические центры Германии, США, Великобритании, Кореи, стажировок в Бундестаге и его научной службе. Важным шагом станет формирование информационного банка данных о действующем законодательстве, правоприменительной практике, опыте зарубежных стран в сфере законотворчества и парламентской деятельности.

Таким образом, за относительно короткий период времени институт стал мозговым центром палат парламента. Он вносит заметный вклад в совершенствование национального законодательства с учетом передового зарубежного опыта и насущных проблем населения, повышение эффективности парламентской деятельности.

 

МНЕНИЯ

Ильхом АБДУЛЛАЕВ, председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса:

— Отсутствие парламентского мозгового центра не позволяло в полной мере осуществлять глубокий разносторонний научный анализ находящихся в поле зрения депутатов вопросов. Парламентарии зачастую ограничивались материалами, подготовленными министерствами и ведомствами. С созданием института расширился диапазон научной обоснованности и глубина сравнительного правового анализа исследуемых аспектов в рамках принимаемых Законодательной палатой Олий Мажлиса законов. Институт стал своего рода «генератором» новых идей, направленных на совершенствование законодательства. Его специалисты ведут значительную работу по инвентаризации, выявлению и устранению проблем законодательства, поиску путей повышения эффективности нормотворческой деятельности парламента.

Шухрат ЧУЛЛИЕВ, член Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Сената Олий Мажлиса:

— В контрольно-аналитической деятельности Сената в рамках парламентского контроля взвешенный, всесторонне выверенный анализ изучаемой проблемы является весьма важной составляющей. В этом контексте информационно-аналитические материалы, которые готовят специалисты данного института, значительно облегчают нам работу, способствуя эффективному осуществлению парламентского контроля. Важно, что эксперты исследуют вопрос не только с точки зрения реальной ситуации в нашей стране, но и с учетом положения за рубежом, определяют тенденции на международном уровне.

Гвидо ХАЙНЕН, руководитель научной службы Бундестага Федеративной Республики Германия:

— Реализуемые в последние годы в Узбекистане широкомасштабные реформы вызывают большой интерес как в Германии, так и во всем мире. Уверен, что принятие, в частности, Концепции совершенствования нормотворческой деятельности даст положительный импульс преобразованиям в республике. Потому что принятие правового акта как результата нормотворческого процесса является фундаментом и основным регулятором реформ. Как показывает опыт Германии, качественные и народные законы имеют решающее значение в развитии государства. В этом процессе в Узбекистане ключевую роль призван сыграть Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе.

Тревор РЕЙНИ, член Совета управления Вестминстерского фонда демократии Великобритании:

— Появление при парламенте Узбекистана Института проблем законодательства и парламентских исследований можно только приветствовать. Впечатляет внушительный объем работы, осуществленной в данной сфере. Создание такого института — один из демократических принципов, что станет важной основой обеспечения верховенства закона в Узбекистане. За короткий промежуток времени его специалисты подготовили множество информационно-аналитических материалов, что доказывает высокую результативность деятельности института.

Майк ВАЙЕР, эксперт, экс-депутат парламента Шотландии:

— В британском парламенте есть аналогичная служба, которая эффективно работает много лет. Обе структуры — и в Великобритании, и в Узбекистане — стремятся предоставить парламентариям объективную и независимую информацию. В ходе визита в Узбекистан с коллегами говорили о законодательных процессах в наших странах. Видно, что в республике происходят значительные изменения в данной сфере, трансформируется сама система нормотворчества. Специалисты института при Олий Мажлисе проводят исследования, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, изучают передовой зарубежных опыт, что способствует повышению результативности деятельности палат парламента.



Подготовила Эльвина МУСТАФИНА,
«Народное слово».

 

| 425 14.02.2019



×
Карта портала
Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку