- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 6283
- О конкурсе «Как Сенат защищает интересы народа?» 5047
- Изменен состав некоторых комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса 4757
- Узбекистан – в пятерке самых безопасных стран мира 4202
- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 4166
В эти дни в Законодательной палате Олий Мажлиса обсуждается проект Избирательного кодекса, внесенный группой депутатов. Насколько это необходимо? Какие новшества и изменения ожидают национальное законодательство? Как они отразятся на реализации избирательных прав граждан?
Действующее избирательное законодательство включает пять законов о выборах, что на практике создает немало трудностей. Отдельные нормы не в полной мере отвечают международной практике. В частности, квотирование мест в нижней палате парламента для представителей Экодвижения, ограничения по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Примечательно и то, что порядок подготовки к процессу выборов и их проведения регулируется не на уровне закона, а положениями и инструкциями Центральной избирательной комиссии.
В Послании парламенту в 2017 году Президент Шавкат Мирзиёев отметил необходимость разработки и принятия единого Избирательного кодекса, отвечающего международным нормам и стандартам. Соответствующий пункт был внесен в Госпрограмму по реализации Стратегии действий в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.
При подготовке проекта кодекса изучены не только международные стандарты в данной сфере, но и опыт более 50 стран, в частности, Франции, Бельгии, Польши, Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии и Грузии, где внедрен единый избирательный кодекс.
В августе прошлого года проект Избирательного кодекса Узбекистана был опубликован на специальном портале regulation.gov.uz для общественного обсуждения. Мнения и предложения по нему высказали и представители научных кругов, институтов гражданского общества, специалисты избирательных комиссий. Впервые получены заключения и рекомендации миссий международных организаций по наблюдению за выборами, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Венецианской комиссии, ШОС, СНГ, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества.
Проект Избирательного кодекса Узбекистана, состоящий из 18 глав и 101 статьи, объединил в себе положения пяти законов: «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан». Это обеспечит систематизированный подход, позволит избежать дублирования норм, конкретизировать многие процедуры избирательного процесса, в том числе работу участковых избирательных комиссий, укрепить гласность и открытость выборной кампании.
Что предлагает проект Избирательного кодекса?
Исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. Тем самым создаются равные условия для всех политических партий.
Предусматривается передача политическим партиям исключительных прав на выдвижение кандидатов в депутаты в районные и городские Кенгаши народных депутатов. В действующем законодательстве такое право наряду с партиями имеют и органы самоуправления граждан.
Регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Узбекистана, что позволит обеспечить принцип «один избиратель — один голос». Система прошла успешное тестирование во время выборов в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента в декабре 2017 года.
Внедряется единый избирательный бюллетень, как для досрочного, так и для голосования в день выборов. Так как практика использования избирательных листов не соответствует принципу тайного голосования. Кроме того, в пустом квадрате бюллетеня напротив фамилии кандидата можно будет ставить не только знак плюс, но и «галочку» или «икс». В ходе сбора подписей политическими партиями избиратели теперь могут выступать в поддержку сразу нескольких кандидатов либо партий.
В числе нововведений, предложенных международными организациями,
в том числе БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссией — исключение ограничений по участию в выборах лиц, содержащихся
в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления. Это станет важным шагом в обеспечение избирательных прав граждан страны. Предлагается внедрить порядок прекращения внесения изменений в списки избирателей за три дня до выборов, в том числе и в день голосования, завершать процедуру досрочного голосования за три дня до выборов вместо действующего одного дня.
Кроме того в кодексе содержится еще ряд других нововведений, направленных на либерализацию и демократизацию избирательного процесса.
Выборы — основная форма волеизъявления народа, важный демократический институт. Открытость и прозрачность их проведения зачастую становится одним из ключевых факторов, реализации принципа народовластия и определяющих авторитет страны на мировой арене. Принятие Избирательного кодекса Республики Узбекистан будет способствовать унификации законов о выборах, определению единых и прозрачных правил избирательной кампании, усилит гарантии обеспечения на практике прав и свобод граждан. На предстоящих в декабре выборах в парламент и местные Кенгаши народных депутатов люди увидят результаты тех изменений, которые происходят сейчас в системе.
Рахимжон ХАКИМОВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан