Штурмовать «вершины» международных рейтингов

Благодаря дальновидной прагматичной политике реформ, проводимой Президентом Шавкатом Мирзиёевым, активизации взаимовыгодных отношений со многими странами, значительно вырос позитивный имидж Узбекистана на мировой арене. В своем Послании Олий Мажлису глава государства, обозначив достижения во внешней политике, подчеркнул важность укрепления этого имиджа, что должно послужить повышению заинтересованности мирового сообщества в сотрудничестве с Узбекистаном, в частности, привлечении иностранных инвестиций.

В связи с этим для Узбекистана важно достичь высоких позиций в международных рейтингах и индексах, которые в настоящее время широко используются не только на экспертном, но и на государственном уровне, в качестве критериев успеха реформ и экономической политики.

Результаты Индекса человеческого развития ООН (Human Development Index), Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума  (Global Competitiveness Index), рейтинга Всемирного банка по ведению бизнеса (Doing Business) и многих других служат своего рода руководством для разработки различных программ в разных странах, включая Узбекистан.

Среди международных социально-экономических рейтингов, прежде всего, необходимо упомянуть рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса», являющегося результатом ежегодных опросов, в которых оценивается жизнеспособность бизнеса по десяти показателям в 190 странах. Следует отметить, что в течение последних пяти лет в данном рейтинге Узбекистан входил в десятку лучших стран-реформаторов, создавших наиболее благоприятную предпринимательскую среду для бизнеса, поднявшись со 166-го места в 2012 году до 74-го места в 2017 году. А в настоящее время в качестве одного из приоритетов определена задача: достичь к 2022 году такого уровня делового климата, который даст возможность стране войти в топ-20 стран рейтинга. Эта цель обозначена в постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» от 5 февраля 2019 года.

Однако при этом мы должны учитывать, что наша страна до сих пор занимает низкие позиции в международных рейтингах из-за отсутствия комплексной системы оценки соответствия международным стандартам и критериям, которая помогла бы вести национальные рейтинги в соответствующих направлениях.

Например, в Индексе человеческого развития, который включает в себя оценку уровня жизни, грамотности, образования и продолжительности жизни, Узбекистан в прошлом году занял 105-е место из 189 стран. В то время как, например, Российская Федерация заняла 49-ю позицию, а Казахстан — 59-ю. Или в Индексе экономической свободы «Фонда наследия» от 2016 года, Узбекистан занял 166-е место из 178 стран, и признан государством, не имеющим свободную экономику. А в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Узбекистан вообще отсутствует.

Поэтому, создание в нашей стране надежной основы для экономического роста и благосостояния населения особенно важно в свете современных процессов в мировой экономике. Следовательно, одним из наиболее эффективных методов решения проблем инвестиционных потоков, улучшения институциональной и деловой среды является обеспечение активного участия страны в общепризнанных международных рейтингах и достижение в них хороших позиций. Это, в свою очередь, станет фактором успеха не только в повышении доверия к Узбекистану, но и в развитии бизнеса и внедрении инноваций на основе лучших международных практик путем выявления и устранения насущных проблем.

В связи с этим, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах предусматривает укрепление международного авторитета нашей республики и донесение до международного сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах.

Подписанный на днях Президентом Республики Узбекистан постановление «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» положил начало новому этапу реформ в этом направлении.

Согласно этому документу, будет создана Национальная система мониторинга и оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах. В качестве первоначального этапа создания этой системы исследовательские институты, за которыми будут закреплены отдельные международные рейтинги, будут определять методологические и другие компоненты международных рейтингов, вести работу по их имплементации в действующее законодательство и определению основных факторов, приводящих к низким позициям Узбекистана в международных рейтингах.

Также, до 1 апреля текущего года намечено запустить единый портал «Узбекистан в международных рейтингах», где будут представлены рекомендации международных организаций и экспертов по улучшению ситуации в соответствующих направлениях, включая ежегодные отчеты о международных рейтингах. В свою очередь, исходя из национальных интересов Узбекистана, будет утверждена методология рейтингов, основанная на положительном опыте зарубежных стран, и будут разрабатываться ежегодные «дорожные карты» для улучшения позиций нашей страны в международных рейтингах, включая данные и результаты исследований соответствующих институтов.

Центр «Стратегия развития» также будет принимать активное участие в выполнении задач, определенных постановлением Президента. В соответствии с программными целями и задачами центра, считаем приоритетным создание базы данных, включающей в себя информацию о процессе продвижения страны в международных рейтингах, а также разработку рекомендаций по оценочным направлениям и опыту зарубежных стран, ведение системного анализа существующих проблем, препятствующих улучшению позиций страны в международных рейтингах и выработку предложений по их решению.

Вместе с тем, центр внесет свою лепту в работу по налаживанию сотрудничества и конструктивного диалога с экспертами международных организаций, рейтинговых агентств и исследовательских институтов, проведению социальных опросов с целью выявления проблем и определения состояния соответствующих секторов, а также информированию общественности и международных рейтинговых агентств об изменениях, происходящих в стране в рамках широкомасштабных реформ.

При этом уместно учитывать ряд факторов для полноценной реализации задач, предусмотренных в постановлении главы государства. В частности, это формирование и внедрение в Узбекистане базы статистических отчетов или базы данных по отсутствующим или неэффективным показателям в вышеуказанных международных рейтингах и индексах. Также важно уточнение системы критериев, используемых для прогнозирования и регулирования экономических процессов на основе анализа факторов и показателей международных рейтингов. Предстоит определить целевые параметры, которых наша страна намерена достичь в международных рейтингах или индексах, в виде конкретных и точных цифр. Будут разработаны методы анализа и учета приоритетных международных рейтингов и индексов, их составляющих, в том числе в практике управления в рамках общих принципов оценки регулирующего воздействия. Необходимо и установление конструктивных отношений с составителями рейтингов, включая обмен методологическими задачами, аналитической информацией и получение рекомендаций.

Следует особо отметить, что в продвижении в международных рейтингах и индексах, государство не ограничивается только их показателями. Параллельно ведется последовательная целенаправленная работа по выполнения задач, предусмотренных в Стратегии действий. В частности, проводятся мониторинги и исследования, готовятся предложения и рекомендации по сокращению участия государства в экономике, усилению роли частного сектора, дальнейшей либерализации судебной системы, обеспечению гарантий прав и свобод граждан, и другим вопросам. Особым приоритетом для государства является укрепление доверия общественности к судебной власти путем улучшения функционирования экономических судов и установления правосудия в решении проблем субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, мы видим, что повышение имиджа Узбекистана на международной арене является одним из наиболее актуальных вопросов развития моделей торговли, экономики, инвестиций и социального развития в стране, укрепления связей с ведущими международными аналитическими и исследовательскими институтами, а также бизнес-ассоциациями по всему миру. В связи с этим важно, например, организовать эффективную и широкую пропагандистскую работу, создать национальный туристский бренд, достичь взаимовыгодных соглашений с зарубежными неправительственными организациями и средствами массовой информации, пригласить в Узбекистан представителей международных организаций и ознакомить их с трансформациями, происходящими в стране. Эти и другие меры необходимы потому, что продвижение Узбекистана в мире, улучшение позиции страны в международных рейтингах и индексах служат повышению благосостоянию нашего народа, устойчивому развитию республики и укреплению мощи нашего государства.

 

Эльдор ТУЛЯКОВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
исполнительный директор Центра «Стратегия развития»

| 2643 09.03.2019



×
Карта портала