- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 6289
- О конкурсе «Как Сенат защищает интересы народа?» 5056
- Изменен состав некоторых комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса 4764
- Узбекистан – в пятерке самых безопасных стран мира 4209
- О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий 4179
В 2018 году выявлено 837 случаев самовольного захвата юридическими и физическими лицами 331,1 гектара земельных площадей.
Должностные лица, использующие участки на временной или постоянной основе и допустившие самозахват, из-за отсутствия в уголовном законодательстве мер ответственности за подобные действия оставались безнаказанными. Противоправные действия наносили значительный экономический и экологический ущерб.
Лишь десять процентов общей территории Узбекистана являются орошаемыми землями. Причем почти 98 процентов из них используются в сельском хозяйстве. Согласно прогнозам через десять лет при высоком уровне рождаемости и естественном приросте населения, с учетом интенсивности незаконного отвода общая площадь орошаемой земли может сократиться на 16 процентов, что создает реальную угрозу продовольственного обеспечения населения страны.
Этим и была продиктована необходимость введения уголовно-правовых санкций в данной сфере как составной части борьбы с коррупцией и должностными злоупотреблениями. В соответствии с законом, подписанным Президентом 4 марта 2019 года, внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты республики в связи с усилением мер ответственности за нарушение земельного законодательства.
В частности, вводится уголовная ответственность за непринятие мер по недопущению самовольного захвата земель либо их возврату. Если подобное деяние совершено по предварительному сговору группой лиц, то наказывается штрафом от 150 до 300 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от двух до трех лет либо ограничением свободы от трех до пяти лет или лишением свободы от трех до пяти лет. При этом устанавливается, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от ответственности, если оно обеспечило возврат самовольно захваченного земельного участка и устранило его последствия.
Согласно Закону «О государственном земельном кадастре» юридические и физические лица, имеющие во владении, пользовании, аренде, а также в собственности земельные участки, обязаны зарегистрировать свое право на земельные участки в установленном порядке. Однако проведенный анализ в сфере обращения за регистрацией права на земельный участок показал, что в базе данных Госкомземгеодезкадастра зарегистрировано около 6,2 миллиона объектов, из них более 890 тысяч, или 14,5 процента, не учтены в налоговых органах. В свою очередь 13 процентов объектов, поставленных на учет в налоговых органах, не учтены в кадастровых.
В связи с этим Кодекс об административной ответственности дополнен статьей, устанавливающей ответственность за несвоевременное обращение за регистрацией права на земельный участок в соответствующий госорган. Налоговый кодекс Республики Узбекистан дополняется нормами, предусматривающими освобождение Госкомземгеодезкадастра, его органов на местах от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам и экономических судах, по искам, связанным с нарушением земельного законодательства.
Органы, осуществляющие государственный контроль над использованием и охраной земель, выявили за последние годы более пяти тысяч случаев нецелевого использования около 36 тысяч гектаров площадей, предоставленных в научных целях. Причина — недостаточное правовое регулирование в этой сфере. Для устранения пробелов Земельный кодекс дополнен статьей, определяющей порядок предоставления и использования земель опытно-производственными, учебными, научно-исследовательскими сельскохозяйственными и другими учебными учреждениями и организациями.
Устанавливается, что земли сельскохозяйственного назначения им предоставляются на постоянное пользование, срочное (временное) пользование или в аренду для научно-исследовательских и учебных целей, на ведение товарного сельского хозяйства и пропаганды передового опыта. Они не имеют права передавать земельные участки в аренду или субаренду. Возведение на землях сельскохозяйственного назначения строений и сооружений допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров.
Вступление в силу поправок позволит обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства в сфере сельского хозяйства.
Владислав ЦВЕТКОВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса