ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о двадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

21 июня 2019 года в городе Ташкенте начало работу двадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации. В работе заседания принял участие и выступил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении, прежде всего, акцентировал внимание на вопросах повышения активности сенаторов в разработке законов с учетом национальных и региональных интересов, осуществления действенного парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, налаживания практического взаимодействия с местными кенгашами народных депутатов, усиления деятельности Сената на международном направлении. 

– Говоря о Сенате, мы в первую очередь подразумеваем большую силу, которая на практике воплощает политический, правовой и культурный уровень национального парламента, является настоящим выразителем и защитником народных интересов. Сенатор - представитель народа, удостоенный его высокого доверия. Все мы несем ответственность перед нашим обществом, – отметил Шавкат Мирзиёев.

В своем выступлении глава государства акцентировал внимание на вопросах создания для женщин достойных условий труда и жизни, повышения их социальной защиты, социально-экономической и политико-правовой активности. 

– Следует признать: женщины глубже остальных чувствуют заботы народа. Если по итогам предстоящих в декабре этого года выборов в Олий Мажлис и местные кенгаши пройдут больше трудолюбивых и образованных женщин, и государство, и общество от этого только выиграют, - отметил Президент. 

Шавкат Мирзиёев предложил организовать в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан новый Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. 

На пленарном заседании был рассмотрен организационный вопрос.

Как известно, занимавший с 2015 года должность Председателя Сената Нигматилла Йулдошев досрочно покинул этот пост в связи с назначением Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Глава нашего государства в соответствии со статьей 86 Конституции страны на должность Председателя Сената предложил кандидатуру Танзилы Нарбаевой, которая занимала должность заместителя Премьер-министр Республики Узбекистан - председателя Комитета женщин Узбекистана.

Члены верхней палаты парламента высказали свои мнения по выдвинутой кандидатуре. Выступившие отметили, что Танзила Нарбаева со своими глубокими знаниями и большим опытом, патриотизмом, авторитетом в обществе и человеческими качествами достойна данной должности и способна обеспечить реализацию интересов государства и запросов народа, а также изложенных в речи Президента Шавката Мирзиёева задач по совершенствованию деятельности Сената в соответствии с сегодняшними требованиями.

По итогам тайного голосования Танзила Нарбаева избрана на должность Председателя Сената Олий Мажлиса.

После перерыва сенаторы продолжили работу и рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О туризме» в новой редакции.

 Отмечалось, что документ разработан в целях формирования правовой и институциональной базы государственного регулирования туристской деятельности, содействия в продвижении национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, формирования благоприятных условий для развития индустрии путешествий.

Закон определяет основные направления государственной политики в сфере туризма. Среди них создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию, развитие государственно-частного партнерства, установление налоговых и таможенных льгот, создание новых рабочих мест, поддержка и поощрение внедрения инновационных и информационно-коммуникационных технологий, стимулирование развития туристских зон и туристских кластеров.

При этом в полномочия Кабинета Министров входит обеспечение реализации единой государственной политики, разработки и координации реализации государственных программ, установление порядка создания туристских зон, туристских кластеров и осуществления в них деятельности субъектами сферы туризма, установление порядка сертификации услуг, страхования туристов и экскурсантов, оказания им медицинской, правовой и иных видов помощи, определение порядка формирования и использования средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы, координация межведомственного взаимодействия по привлечению инвестиций в сферу туризма и реализации проектов развития туризма, утверждение правил оказания гостиничных услуг, услуг туроператоров и турагентов и др.

Положениями Закона определяются такие основные принципы, как приоритет защиты прав, свобод, законных интересов и безопасности субъектов в сфере туризма, устойчивость развития туризма и создание для него благоприятных условий, поддержка предпринимательства и развитие конкуренции в сфере туризма, гласность и открытость в сфере туризма. 

Кроме того, в Законе закрепляются  формы международного и внутреннего туризма, а также его виды – культурно-исторический, паломнический, экологический, познавательный, этнографический, гастрономический, деловой, социальный, спортивный, медицинский, молодежный, агротуризм и др. Устанавливаются такие механизмы участия органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в мероприятиях сферы туризма, как участие в разработке программ развития туризма, общественный контроль, внесение предложений в данной сфере, взаимодействие с государственными органами и организациями. 

Отмечалось, что Закон будет способствовать развитию туризма как стратегической отрасли экономики страны, в конечном итоге повышению уровня и качества жизни населения.  Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О персональных данных».Отмечалось, что защита персональных данных на сегодняшний день – вопрос весьма актуальный, и это связано не только с молниеносным развитием интернет технологий и глобализацией в целом, но и необходимостью защитить право граждан на частную жизнь. Действие Закона распространяется на отношения, возникающие при обработке и защите персональных данных независимо от применяемых средств обработки, включая информационные технологии. 

В качестве основных принципов закреплены соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, законность целей и способов обработки персональных данных, точность и достоверность персональных данных, конфиденциальность и защищенность персональных данных, равенство прав субъектов, собственников и операторов, безопасность личности, общества и государства. 

Кроме того, Законом определяются полномочия государственных органов в данной сфере. Так, Кабинет Министров обеспечивает реализацию государственной политики, утверждает государственные программы, определяет порядок ведения Государственного реестра баз персональных данных и их регистрации, координирует деятельность госорганов, устанавливает уровни защищенности персональных данных при их обработке, требования по обеспечению их защиты, требования к материальным носителям биометрических и генетических данных и технологиям хранения таких данных вне баз персональных данных. 

Государственный центр персонализации при Кабинете Министров участвует в разработке и реализации государственных программ, утверждает Типовой порядок обработки персональных данных и организации деятельности структурного подразделения или уполномоченного лица собственника и оператора, обеспечивающего обработку персональных данных и их защиту, ведет Государственный реестр баз персональных данных, выдает свидетельство о регистрации базы персональных данных, осуществляет госконтроль, вносит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, определяет необходимый уровень защищенности персональных данных, осуществляет анализ объема и содержания обрабатываемых данных, вид деятельности, реальности угроз безопасности персональных данных, вносит предписания об устранении нарушений законодательства. 

Вместе с тем Закон закрепляет механизмы защиты персональных данных, которые предусматривают принятие правовых, организационных и технических мер по защите персональных данных, обеспечивающих реализацию права субъекта на защиту от вмешательства в его частную жизнь, целостность и сохранность персональных данных, соблюдение конфиденциальности персональных данных, предотвращение незаконной обработки данных. Также Закон обеспечивает конфиденциальность персональных данных, получение письменного согласия субъекта на включение его персональных данных в общедоступные источники, а также исключение персональных данных субъекта из общедоступных источников после его обращения. Закон одобрен сенаторами.

Предметом обсуждения парламентариев стал Закон Республики Узбекистан «О Счетной палате Республики Узбекистан». Законом закрепляется правовой статус Счетной палаты как высшего органа внешнего аудита и финансового контроля. 

Среди основных задач Счетной палаты – системный анализ формирования параметров проекта Государственного бюджета страны, аудит обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования, изучение и контроль полноты поступлений бюджетных средств, выявление и мобилизация резервов увеличения доходов Государственного бюджета, аудит эффективности и законности осуществляемых бюджетных расходов, выявление резервов по их сокращению.

 Кроме того Счетная палата производит оценку инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета и государственных заимствований, вносит предложения по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования, осуществляет оценку соотношения республиканских и местных бюджетов, контроль за исполнением актов и поручений Президента, внешний аудит денежно-кредитной и валютной политики, состояния активов и обязательств страны, управления золотовалютными резервами, а также операций с драгоценными металлами и камнями. 

Основными принципами деятельности Счетной палаты определены законность, независимость, объективность, открытость и прозрачность. Кроме того, нормами Закона определяются механизмы взаимодействия Счетной палаты с государственными органами и иными организациями, а также регламентируются вопросы организации ее деятельности, правовой и социальной защиты должностных лиц, в том числе гарантии правовой защиты работников Счетной палаты, материальное и социальное обеспечение должностных лиц Счетной палаты, финансовое и материально-техническое обеспечение Счетной палаты. Закон одобрен сенаторами.

Затем парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об оружии». Отмечалось, что документ разработан в целях регулирования оборота оружия, находящегося в законном владении и пользовании государственных органов, юридических и физических лиц. Законом устанавливаются основные принципы оборота оружия – законность, приоритет защиты и сохранения жизни и здоровья граждан, их прав и свобод, добросовестность выполнения международных обязательств, гласность и доступность информации. 

В Законе дана классификация видов оружия: «гражданское», «служебное», «боевое». При этом гражданское оружие подразделяется на охотничье, спортивное и оружие самообороны. К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования работниками юридических лиц при выполнении задач по защите жизни и здоровья граждан, имущества, охране природы, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции, а также должностными лицами в целях обеспечения личной безопасности. Боевым оружием считается оружие, предназначенное для ведения боевых действий и выполнения служебных задач, которое принято на вооружение Министерства обороны, внутренних дел, Службы государственной безопасности и других структур. 

Также Законом определен перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия и боевых припасов к нему, среди которых специальные органы и воинские формирования, юридические лица со специальными служебными задачами, занимающиеся производством и реализацией оружия, ведущие деятельность в области охоты и стрелкового спорта, а также юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия, граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане, лица без гражданства. Сенаторы одобрили Закон.

Далее предметом рассмотрения стал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Отмечалось, что в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, предусматривающие введение уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных. 

Затем члены верхней палаты парламента рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В соответствии с пунктом 10 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности»  Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, дополняется новым видом деятельности – производство, ремонт и реализация гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, взамен действующего лицензируемого вида деятельности – производство, ремонт и реализация охотничьего и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия (кроме ножей национальных видов).

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 постановления Президента Республики Узбекистан от 12 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов» в законы «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и «О медиации» вносятся изменения, предусматривающие внедрение института медиации в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. Процедура медиации в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов является основанием для приостановления исполнительного производства по заявлению взыскателя на срок не более 15 дней. Когда между взыскателем и должником не достигнуто соглашение относительно предмета исполнения, а также отказ одной из сторон от продолжения медиации или истечение срока ее осуществления исполнительное производство возобновляется государственным исполнителем. 

Изменения также предусматривают обязанность предоставления специалистом письменного заключения в течение 15 рабочих дней со дня его ознакомления с постановлением государственного исполнителя; порядок, в соответствии с которым при наличии в исполнительных документах сведений об электронной почте или телефонном (мобильном) номере взыскателя или должника (если они предоставлены суду или другому органу (должностному лицу), который выдал исполнительный документ) уведомление о возбуждении исполнительного производства направляется на электронную почту или в виде короткого сообщения (SMS) через средства мобильной связи с использованием специальной автоматизированной системы, позволяющей фиксировать факт отправки и получения уведомления. Закон одобрен сенаторами.

Далее парламентариями рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О ратификации Протокола к Конвенции 29 Международной организации труда 1930 года о принудительном труде (Женева, 11 июня 2014 года)». Документом предусматривается ратификация Протокола к Конвенции 29 МОТ 1930 года о принудительном труде (Женева, 11 июня 2014 года), предусматривающего, что каждый член МОТ во исполнение своих вытекающих из Конвенции обязательств предпримет активные усилия, направленные на предотвращение рисков принудительного или обязательного труда, определение факторов, повышающих риск принудительного или обязательного труда, обучение и информирование работодателей о недопустимости их участия в практике принудительного или обязательного труда. 

Отмечалось, что Протокол ратифицирован 30 государствами, такими как Великобритания, Норвегия, Финляндия, Франция, Чехия, Испания, Нидерланды, Израиль, Россия и др. Подчеркивалось, что положения Протокола о запрете принудительного труда отражены в Конституции (ст.37), Трудовом кодексе (ст.7), Уголовном кодексе, Кодексе об административной ответственности, ряде законов и решений Правительства. 

Парламентарии отметили, что ратификация данного Протокола позволит укрепить международно-правовую базу, устанавливая новые обязательства по предотвращению принудительного труда, защите его жертв и обеспечению доступа к средствам защиты, а также сформировать положительный имидж Узбекистана в отношениях с МОТ, а также развивать конструктивное сотрудничество с международными правозащитными организациями, изучая опыт развитых стран в области защиты прав и интересов жертв принудительного труда. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторами рассмотрен вопрос об изменении границ города Навои и Карманинского района Навоийской области. 

Отмечалось, что данный вопрос в первую очередь приобретает важное значение в развитии социальной инфраструктуры территорий. Так, на территории, выделяемой из Карманинского района, проживает около 7 тысяч человек.

Ограниченность территории г. Навои не дает возможность реализовывать строительные проекты в необходимом объеме. Поэтому возведение многоэтажных домов, спортивных сооружений и социальных объектов осуществляется на части территории Карманинского района площадью свыше 144 га. Однако это затрудняет процесс подключения к городским коммуникациям. В связи с этим предусматривается передача 1 097,58 га земли махаллей «Варк» и «Ёшлик» Карманинского района в состав г. Навои. Вопрос одобрен сенаторами.    

Затем члены верхней палаты парламента заслушали отчет хокима Сырдарьинской области о развитии территорий и деятельности местных Кенгашей народных депутатов. 

Отмечалось, что объем валового территориального продукта (ВТП) в 2018 году составил 8,2 трлн. сумов, а темп роста по отношению к 2017 году -102,1%. В первом квартале 2019 года ВТП составил 1,8 трлн. сумов, а темп роста по отношению к тому же периоду прошлого года 102,6 %. Объем выпуска промышленной продукции составил 1673,4 млрд. сумов, по отношению к тому же периоду вырос на 100,5%. Для увеличения основного капитала области внесено инвестиций в объеме 519,8 млрд. сумов.  Объем услуг по видам экономической деятельности составил 543,2 млрд. сумов, рост по отношению к 2018 году - 118,5%. 

При заслушивании отчета основной акцент был сделан на исполнении поручений, озвученных в ходе посещения Президентом Республики Узбекистан 19 февраля 2019 года Сырдарьинской области, в частности мерах по комплексному развитию центра Ховосского района области. Отмечалось, что в настоящее время осуществляется работа по строительству центра городка Ховос. В частности, высокими темпами ведется строительство 10 пятиэтажных домов на 240 квартир по доступным ценам. Кроме того, выделены земельные площади под строительство 100 домов, начаты строительные работы. 

Вместе с тем, в Сырдарьинской области имеются проблемы и недостатки, негативно влияющие на развитие территорий и повышение эффективности работы местных Кенгашей народных депутатов. Из-за отсутствия комплексного подхода к решению имеющихся проблем некоторых министерств и ведомств, эти вопросы не теряют актуальности. В частности, отмечалось, что уровень обеспеченности специальной техникой диспетчерских пунктов предприятий электроснабжения составляет 40-45 процентов, что далеко недостаточно для обеспечения качества соответствующих услуг.

В ходе обсуждения особое внимание уделено и вопросу питьевого водоснабжения населения области. Отмечалось, что по региону данный показатель составляет всего 65,6 процентов. Тогда как есть возможность повысить этот показатель до 86,1% уже в этом году. Для этого четко и качественно должны быть выполнены все запланированные работы. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Далее участники пленарного заседания рассмотрели вопрос о направлении Кабинету Министров Республики Узбекистан парламентского запроса о мерах по повышению международного имиджа Узбекистана в перспективном направлении туризма. 

Отмечалось, что в увеличении потока любителей путешествий в нашу страну важное значение имеет правильное информирование мировой общественности об условиях и возможностях, предоставленных в нашей стране гостям. Однако, из-за того, что в официальных рекомендациях внешнеполитических ведомств зарубежных стран предоставляются необъективные и устаревшие данные об Узбекистане, рост положительной динамики в этой отрасли незначителен. В связи с этим возникла необходимость направления соответствующего парламентского запроса. Вопрос одобрен сенаторами.

Парламентарии также рассмотрели вопрос о направлении Кабинету Министров Республики Узбекистан парламентского запроса о состоянии исполнения законодательства в академических лицеях Министерства внутренних дел. Вопрос одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели результаты ранее направленных парламентских запросов о состоянии исполнения законодательства, касающегося государственной регистрации объектов недвижимости, оформления имущественного права граждан и их налогообложения, и правоприменительной практике в данной сфере; об упорядочении трудовых отношений в сельском хозяйстве и неофициальной занятости в данной сфере, об условиях, созданных в стране для получения образования молодежью с ограниченными возможностями, о соответствии учебников общеобразовательных школ требованиям государственных образовательных стандартов. 

По обсужденным вопросам приняты соответствующие постановления Сената. 

В ходе двадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса рассмотрено 18 вопросов, в том числе 7 законов.

Подчеркивалось, что одобренные сенаторами законы Республики Узбекистан направлены на дальнейшее укрепление правовых основ всех сфер общества и обеспечение последовательной реализации реформ и преобразований.

На этом двадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

 

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

 

| 2610 21.06.2019



×
Карта портала